11 декабря Воскресенье3:59
Астана
°C
Текущий номер
№ 47 Пятница
02.12.2016 г.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Спасибо, я уже в группе

Astra Plat: гадание на картах

Astra Plat: гадание на картах. 
93 процента астанчан, относящихся к льготным категориям, получили именные транспортные карты. 
 Фото: tengrinews.kz
93 процента астанчан, относящихся к льготным категориям, получили именные транспортные карты. 
Введение карточной оплаты проезда в общественном транспорте переносилось неоднократно. Подняв только наш архив, мы нашли бескомпромиссное заявление начальника Управления транспорта и автомобильных дорог Астаны, датированное 2012 годом, о том, что электронный билет будет введен к лету 2013 года. Уже тогда было «технически все готово». Прошло три года. Точные даты введения электронной системы оплаты проезда Astra Plat никто не называет. Это, видимо, как гадать на кофейной гуще — может и не сбыться. Мы побеседовали с руководителем центра платежных систем филиала «Астана LRT» Сергеем Поповым.

— Главный вопрос: когда же нас переведут на карточную систему оплаты проезда в общественном транспорте?
— Мы реализовали подготовительный первый этап. С 30 июля введены тарифные зоны на пригородные сообщения. Пригородная территория Астаны разделена на четыре тарифные зоны, протяженность каждой — 15 км. Сегодня пригородные перевозки охватывают 24 населенных пункта, которые обслуживают 14 маршрутов.
— Зачем?
— Существовавшая ранее тарифная сетка значительно усложняла работу перевозчиков и пассажиров, она состояла из 84 тарифов. Раньше каждый поселок оплачивал собственную стоимость. От поселка до города и между поселками. При разделении пригородных территорий на зоны количество тарифов сократилось до пяти. Теперь цена поездки для нельготных граждан будет зависеть от того, в какой тарифной зоне едет пассажир. Чем дальше от города, тем дороже. Мы упростили процесс. К тому же пассажиры получают экономию, в среднем 50 тенге за каждую поездку. Обратите внимание, пятый тариф используется при перемещении между зонами. Еще мы предоставляем право бесплатного проезда льготным категориям до пригородных поселков. Раньше такого не было.
— Но это не электронные карты… Почему задерживаются карты?
— Давайте называть вещи своими именами. Они у нас не задерживаются. Внедряются с учетом негативного опыта Алматы. Перед тем как внедрять, мы досконально изучили все вопросы. В первую очередь мы внедрим систему Astra Plat на пригородных автобусах. Прежде чем определить зоны, мы провели много времени в расчетах, разговорах с астанчанами. Для нас выгоды очевидны — мы этим проектом живем. Когда мы решили внедрять карточную систему, договорились с акиматами поселков (Коянды, Талапкер, Лесная поляна) и поехали рассказать людям, что их ждет. Но столкнулись с тем, что население не понимает ни сути, ни цели вводимых изменений. Когда встретили отторжение, приняли решение подготовить сначала людей. Поэтому появился отдельно первый этап — зоны, чтобы люди почувствовали, насколько это выгоднее и проще. Прожив с этим определенное время, они освоятся. Мы дадим карточки с бесплатными профитами: бесплатная поездка, бесплатная пересадка. Они будут более лояльны к системе.
— Как вы пытаетесь избежать алматинских ошибок?
— Все ошибки мы учли. Изначально мы не собирались убирать наличность, она всегда подразумевалась для гостей столицы или для тех, кому необходима разовая поездка. Проблем с этим не будет. Мы оставляем проездные. Если будет спрос, а мы собираемся проводить соцопросы, изучать мнение населения, выпустим проездные на более длительные сроки, например на три месяца. Берешь больше — платишь меньше, по законам рынка.
— Какой будет следующий этап?
— Второй этап Astra Plat будет распространяться на пассажиров экспресс-автобусов.
— Будут бонусы?
— Каждый этап введения имеет свои бонусы. Вы покупаете десять поездок, одиннадцатая — бесплатно. Считайте, десять поездок на экспрессе — 1500 тенге, плюс десять процентов экономии. В течение часа вы можете совершить бесплатную пересадку. Если вы укладываетесь во временные рамки, вы можете даже за эти же деньги уехать обратно.
— А пригородные маршруты как? Если километров пятьдесят ехать, час этот точно истечет…
— Тут другая система. Пассажир садится в автобус, списывается поездка. Он приезжает в транспортный хаб — в место пересадки на городские маршруты — и на выходе прикладывает карточку к валидатору, время фиксируется. С этого момента он получает час на одну пересадку на городской или экспресс-маршрут, чтобы доехать до нужной остановки.
— А технически сбоев не будет?
— У нас надежные технологии. 90 процентов систем в странах мира используют такую карту, она позволяет работать оффлайн.
— Когда можно будет купить карту?
— Мы работаем над открытием касс. Остались брендирование и ремонт. Прорабатываем вопрос о ежемесячной актуализации всех людей, имеющих право на льготный проезд. Человек оформляется в ГЦВП, приходит к нам, если он есть в базе, фотографируем и выдаем карту. Такая же процедура ждет тех, кто не успел пройти процедуру выдачи во Дворце «Жастар». Планируем открыть десять касс на начальном этапе для выдачи именных карт. Еще будут 30 автоматов для реализации карт, будут пункты, оборудованные автоматами для пополнения баланса. Планируем запустить интернет- магазин, где можно пополнить карту, оплатив с банковской карты. Прорабатываем вопрос возможности подключить к системе платежные терминалы, которыми оплачиваются мобильные телефоны, для пополнения баланса карты.
— А как со школьниками? Первоклашки как ездить будут?
— Для школьников разработан веб-портал, где каждая школа будет забивать данные, на их основе будут выпускаться карточки.
— А пока можно будет ездить?
— 77,5 тысячи карт для школьников было выпущено. Остальные пока могут ездить, предъявив бумажный документ — справку из школы.
— Странная ситуация. Ребенок, которому исполнилось 15 лет, должен ездить по взрослому тарифу. Но он же школьник. Этот принцип останется?
— Я законы не пишу. Это республиканский закон. Он берет начало, видимо, из того, что раньше после девятого класса люди поступали в ПТУ, училища и переставали быть учащимися школ. Мы над этим вопросом работаем. По этому поводу получаем много замечаний от матерей учащихся.
— А студенческих проездных тоже не будет?
— Студенческого тарифа по существующему законодательству нет. Оплата проезда студентов приравнена к обычному взрослому билету. С полным введением системы мы планируем рассматривать удобные тарифы для различных социальных слоев.
— Школьники получили карты и надеются на льготы с начала учебного года. Достаточно ли безопасно, что все данные детей есть в вашей базе данных, к которой подключены все школы? Не будет ли эта информация использована мошенниками, к примеру?
— Ответственным лицам мы будем выдавать логин и пароль, только они смогут заходить и корректировать данные исключительно своей школы. Ко всей базе данных имеем доступ только мы. Это будет еще один инструмент для ведения личных дел учащихся, одна школа укажет, что школьник выбыл, другая — что зачислен. Мы планируем собрать совещание с директорами школ, чтобы каждый назначил ответственного по этому вопросу.
— Старые автобусы пригодны для использования системы?
— Старый подвижной состав, который соответствует нормативам (низкозольные автобусы), технически оборудован. Остались единицы, они тоже будут оборудованы. Модель автобуса в этом случае не важна. Дополнительных периметров устройству не требуется. Даже при отсутствии связи прибор будет работать.
— Большой соблазн взять карточку соседки-пенсионерки и ездить по ней бесплатно…
— Проверять будут работники службы транспортного контроля. Кондукторы будут следить, чтобы люди не проходили мимо валидаторов, а служба транспортного контроля проверит принадлежность карты, сличит с фотографией пользователя и так далее. Если кто-то вздумает пользоваться карточкой бабушки или дедушки, карту изымут. Для выяснения этого факта достаточно взглянуть на фотографию.
— Автопарки сейчас не в лучшем финансовом положении. Вы предлагаете систему бонусов… Не повлечет ли это волну негатива со стороны руководителей автобусных парков?
— Нет. Электронная система рассчитана на то, чтобы увеличить собираемость. Сейчас часть денег находится «в тени», от 10 до 30 процентов, по нашим подсчетам. Если увеличится прозрачность, доходы останутся на прежнем уровне или увеличатся тоже. Даже при оплате наличными водитель будет печатать чек. Он не сможет скрыть доход.


Пригородные перевозки охватывают 24 населенных пункта. Они обслуживаются 14 пригородными маршрутами. Ежедневно на линию выходят 39 пригородных автобусов.


17.08.2016 915
Еще материалы:
Оставить комментарий
CAPTCHA