09 декабря Пятница3:42
Астана
°C
Текущий номер
№ 47 Пятница
02.12.2016 г.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Спасибо, я уже в группе

Необязательный фильм

Необязательный фильм. 
Есть такие фильмы, которые, наверное, обязательно нужно было снять, но совершенно не обязательно смотреть. Один из них сейчас серфит по волнам отечественного кинопроката и называется «Отмель».
Есть такие фильмы, которые, наверное, обязательно нужно было снять, но совершенно не обязательно смотреть. Один из них сейчас серфит по волнам отечественного кинопроката и называется «Отмель».
Снято это необязательное зрелище мало кому известным режиссером Хауме Кольет-Серрой. На его счету пара неплохих триллеров («Дитя тьмы» и «Воздушный маршал»), и, видимо, именно из них перекочевала главная фишка фильма — саспенс. История о молодой девушке-серфере, которая приезжает на тропический островок в поисках хороших волн, а в итоге вступает в схватку с акулой, держится исключительно на напряжении. И надо отдать должное режиссеру: сделано это весьма не дурно. Нет, никаких серьезных тем вроде «Старика и моря» или человеческих драм, подобных той, что была в картине Дэнни Бойла «127 часов», в «Отмели» даже не заявлено, но зато есть схватка человека с животным — изнурительная и правдоподобная. Правда, стоит сразу успокоить ценителей историй в духе Джека Лондона — ни философии, ни подтекста. Фильм — рафинированный триллер с весьма специфической темой. Не новой (картин в духе этой в голливудских закромах пруд пруди) и не новаторской (приемы сплошь известные, но проверенные).
За что легко можно похвалить фильм со скромным бюджетом в 17 миллионов, так это за визуальную составляющую: природа во всем ее многообразии и великолепии подана с должным придыханием и мастерством. Понятно, что райский уголок хорош был и до прибытия съемочной группы, но работа оператора Флавио Мартинеса Лабиано его точно хуже не сделала. Напротив, обилие ракурсов, необычность планов и добрая часть композиций не только подчеркивают красоту пейзажей, но и создают весьма убедительный контраст между идиллией на суше и агонией на отмели.
К чести режиссера можно прибавить и тот факт, что повествование он грамотно сбалансировал именно чередованием затишья и бури. Экшен-сцен, правда, в фильме не так много, как хотелось бы (и как бывало в аналогичных картинах), но зато они грамотно вписаны в хронометраж. Он, кстати, невелик: почти забытые фабрикой грез полтора часа, но, учитывая, что их вы проведете в ожидании финала, периодически замирая от волнения, это не так уж и важно.
Важнее другое: шлейф вторичности волочится за фильмом от первого до последнего кадра, и ни признание критиков, ни похвалы западных зрителей этого не перекроют. Все, что происходит на экране, происходило ранее не один раз. Открытое море, горстка людей, из которых в конечном итоге остается один, обреченный на долгий бой, страх, желание выжить, стремление победить. Остается лишь уповать на неожиданные повороты сюжета или внезапный финал. Но для перипетий — не тот формат и не та тема, а по поводу финала — от спойлеров воздержимся. Из новинок же в «Отмели» разве что героиня-серфер — на первый взгляд стереотипная блондинка, которая де-факто оказывается и с мозгами, и с характером. Все, что вы можете о ней узнать, вы узнаете, наблюдая за ее выживанием. Создатели фильма решили, что предыстория, факты биографии и особенности личности — это лишние детали, и, наверное, не ошиблись. Зачем рассказывать о человеке то, что не имеет отношения к ситуации, ведь ситуация как раз раскроет все, что нужно. При этом в фильме есть сцены, пытающиеся разжевать зрителям пустяковый факт того, что героиня не прилетела из космоса, она обычный человек с друзьями и родным. Технически это совершенно ненужные кусочки, выполняющие одну-единственную утилитарную функцию растягивания хронометража до полнометражного. Без них быть «Отмели» короткометражкой — незамеченной и неокупившейся. А так, в одних только Штатах картина уже отбилась втрое. Впрочем, это не относится к художественной части.
К последней стоит вернуться лишь затем, чтобы отметить еще две детали. Первая — игнорируемая многими критиками камерность фильма, если так можно говорить о ситуациях в стиле робинзонады. Между тем именно наличие близкой, но недоступной
суши создает то ощущение обреченности и беспомощности, которыми пронизана картина. Когда действие разворачивается привычно в открытом море, возникает ощущение разжеванной сути, мол, нате вам, чувствуйте масштаб трагедии. А между тем масштаб как раз должен быть у трагедии, а не у антуража, в котором эта трагедия разворачивается. В этом плане «Отмель» вновь заслуживает плюса. В эту же копилку и плюс за исполнительницу главной роли Блейк Лайвли. Актриса, которую до прошлого года вообще ни в грош не ставили, а заметили лишь после «Века Адалин», в этот раз вновь подтвердила, что если и не претендует на лавры гениальной и характерной, то совершенно точно отрабатывает качественно и всецело отдается роли. «Отмель», по сути, идеальный шанс заполучить признание, ведь 90 процентов времени Лайвли — единственный персонаж в кадре, и персонаж этот по-настоящему держит фильм. Само собой сексуальность актрисы эксплуатируется создателями максимально, но игры это все же не перекрывает.
Спрашивается, почему же при всех обозначенных достоинствах фильм все-таки изначально занесен в категорию необязательных? Все просто: по всем параметрам (режиссуре, игре, теме, подаче) «Отмель» — лишь один из, но никак не единственный и неповторимый. Картин сильнее по форме и содержанию немного, но они есть, и ценность их очевидна. А значит, ничего нового, даже эмоций, вы не получите. Так стоит ли тратить время?


10.08.2016 807
Еще материалы:
Оставить комментарий
CAPTCHA