09 декабря Пятница9:52
Астана
°C
Текущий номер
№ 47 Пятница
02.12.2016 г.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Спасибо, я уже в группе

От звонка до звонка...

От звонка до звонка.... 
Через неделю звонок на уроки прозвенит в 94 общеобразовательных школах города для 117097 учащихся.
 Фото: astana.gov.kz
Через неделю звонок на уроки прозвенит в 94 общеобразовательных школах города для 117097 учащихся.
Каникулы пролетели стремительно и незаметно. Школа уже воцарилась в каждом доме закупленной формой, полученными учебниками, приобретенными канцелярскими принадлежностями и тревожным ожиданием. Впрочем, педагоги тоже с желанием или без готовы встать «к станку». На традиционном августовском совещании с акимом Астаны и министром образования все поздравили друг друга с началом нового учебного года.

Маленький да удаленький
Малышковый возраст — совсем не повод откосить от начала учебного года. В детсадах с 1 сентября тоже начнутся занятия. Тем более «садовый» охват у нас увеличен: с одной стороны, в школу отправлены «нулевики» — шестилетки, которые раньше могли бы просидеть еще год в садике, с другой — не приняты двухлетки, за малым исключением.
Но дефицит не побежден и не победим. По словам начальника Управления образования столицы Касымхана Сенгазиева, борются с ним и административными, и рыночными методами. То есть строят государственные сады и рекомендуют открывать частные с возможностью размещения госзаказа.
«В рамках реализации программы «Балапан» размещен государственный образовательный заказ в частных дошкольных организациях на 4890 мест, — доложил руководитель столичного Управления образования. — В то же время в Министерство образования и науки Управлением образования для снятия дефицита подана заявка на дополнительные средства на 3000 мест».
С этим все понятно, все предсказуемо. Но новый руководитель городской системы образования выдвинул оригинальный вариант, раньше не ведомый в столице, — организация семейных детских садов на базе уже существующих государственных детсадов.
«Механизм оказания услуги происходит на дому по месту проживания ребенка, поскольку воспитателем в таком детском саду является сам родитель ребенка, — объяснил Касымхан Сенгазиев. — В случае соответствия определенным требованиям (наличие благоустроенного жилья, отсутствие судимости и так далее) родитель оформляется на ставку воспитателя в государственном дошкольном учреждении, получает заработную плату и денежные средства на питание ребенка по установленному нормативу. Ребенок у такого воспитателя не один, детский сад и называется семейным, поскольку право стать таким воспитателем получает родитель, у которого есть сразу несколько детей дошкольного возраста. Если собственных детей дошкольного возраста в семье до нужного числа не хватает, то в некоторых районах допускается, что семья может принять «на обслуживание» детей из других семей. Контроль за работой семейного детского сада осуществляет детский сад, за которым прикрепляется родитель».
Плюсы вроде как понятны: дефицит мест в садах снизится и подушевые затраты на ребенка меньше — только зарплата маме-воспитателю и питание чада. Но… зная наш менталитет, предположим, что на такой вид «обслуживания» пойдут самые неблагополучные семьи. А почему нет? Судимости нет, есть дача или домик на задворках столицы, почему бы не заработать денег? А потратят ли их на питание детей — история умолчит. А дети? Они как бегали целый день на улице, так и бегают, здоровее будут. Даже при наилучшем раскладе сможет ли мама, не имеющая педагогического образования, не владеющая методикой преподавания, не знающая ничего о государственных стандартах, подготовить к школе своих малышей, причем разного возраста, социализировать, научить общаться с другими детьми и взрослыми? Контролировать это должен прикрепляющий детский сад. А оно им, извините, надо?

По пути инноваций
Традиционно на августовском совещании порадовались за столичных школьников, самых столичных из всех столичных. И победителей олимпиад у нас 262, и «Алтын белгi» подтвердил 71 процент соискателей, и средний балл ЕНТ у нас 89,2 при среднереспубликанском 86.
Отдадим должное начальнику Управления образования, видит он не только плюсы:
«Учебная зрелость на каждой ступени как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. В то же время, согласно статистике, 57 процентов школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учебе. Согласитесь, недопустим процент качества знаний в параллелях с пятого по восьмой класс в некоторых школах города, когда он достигает менее 30 процентов. И наряду с этим, если проанализировать вариативную часть рабочих учебных планов, создается впечатление, что преследуется в первую очередь цель — догрузить педагога, а не коррекция знаний».
Столичные школы семимильными шагами движутся по пути инноваций. Если бы нам пришлось сегодня снова сесть за парту, наверное, освоить предлагаемое количество гаджетов удалось бы далеко не с первой попытки. У детей есть электронный онлайн-комплекс подготовки старшеклассников к ЕНТ iTest.kz, мультимедийный онлайн-курс начальной школы iMektep.kz, интерактивный онлайн-курс дошкольного и инклюзивного образования, а также курс для учащихся основной школы по предметам естественно-научного цикла (математика, физика, химия) с комплексом виртуальных лабораторных работ и симуляторов BilimLand.
Родителей тоже пытаются подсадить на новые технологии. С начала нового учебного года они смогут через смартфоны или планшеты в электронном виде отслеживать успеваемость своих детей. Через портал Edupage можно будет в любое время узнавать расписание занятий, текущие оценки, домашние задания, меню столовой, просматривать журнал посещаемости занятий, получать доступ к дополнительным учебным материалам, принимать участие в опросах и анкетировании родителей учащихся. Система позволяет получать круглосуточный доступ к информации о новостях школы, замещающем преподавателе, предстоящем собрании или мероприятии.
Лицензионное программное обеспечение обойдется каждой школе в сто тысяч тенге в год, для родителей оно предоставляется бесплатно.

Чему учить учителей
По мнению родителей, все можно преодолеть, был бы учитель хороший. Но понятие «хороший» — субъективное. Чаще всего прогулять всяческие мероприятия по повышению квалификации учителям невозможно. Исключение — педагоги, которым осталось менее четырех лет до пенсии. Они не проходят аттестацию, но их уже и не увольняют.
Еще печальнее обстоит дело с молодыми кадрами. Ежегодно 1 сентября в школу приходят более двухсот молодых специалистов — люди, которые решили свое сердце отдать детям.
«Давайте посмотрим, надолго ли они задерживаются, — предложил Касымхан Сенгазиев. — И по каким причинам не задерживаются. Первое — нежелание со стороны руководителей принимать педагога, не имеющего стажа и категорию. Второе — учителей с небольшим опытом работы пугает не предстоящее общение с детьми, а общение с родителями. Несоответствие результатов обучения и воспитания детей ожиданиям родителей затрудняет общение учителя с ними. Необходимо рассмотреть вопрос о создании солидного цикла часов общения с родителями, на которых разговоры о нововведениях превратились бы в серьезные диалоги. Третье — недостаточное оказание методической помощи со стороны наших мастеров своего дела, то есть наставников».
По словам главы столичных педагогов, учить учителей сегодня нужно по-другому. Как — нам не совсем понятно. Цитируем: «Тело и голос учителя должны пять лет проходить специальный психологический и актерский тренинг». Почему пять лет? Почему тело и голос, а не остальные запчасти педагога? И зачем нам великие актеры у школьной доски? Ну да ладно, нужно значит нужно.
Итог один: учиться будем. В эпоху перемен и трансформаций. Через десяток лет нас удивит новый народ. Но это будет уже совсем другая история.

Инфобоксы:
Садовый инвентарь
Программа развития «Столичное образование» до 2019 года определила ожидаемый прогноз количества детей в возрасте от трех до шести лет к этому сроку — 64969. Для стопроцентного охвата детей дошкольным образованием необходимо создать дополнительно 26118 мест. С этой целью планируется строительство 15 государственных объектов дошкольного образования, двух пристроек, 113 частных детских садов, 13 объектов в результате развития строительства по принципу государственно-частного партнерства. Будут открыты 52 мини-центра на базе государственных детских садов, 32 — на базе частных. Кроме этого, будут организованы 15 дошкольных организаций на первых этажах жилых домов. До конца года поставлена задача об открытии 30 частных дошкольных учреждений.
Доля частных дошкольных организаций в мире составляет 31 процент, в Казахстане — 20,1, в Астане — 42 процента. Дошкольные учреждения такого типа на сегодня посещают 32,6 процента от общего числа нуждающихся в нашем городе.

Пусть меня научат
Социальная поддержка системы образования города остается на прежнем уровне. В 2016 году местным бюджетом выделено 2 млрд. 970,8 млн. тенге на горячее и витаминизированное питание для учащихся начальной ступени и детей из малообеспеченных семей.
В столичных школах доля педагогов, имеющих высшее педагогическое образование, составляет 88 процентов.
Ежегодно растет число педагогов, повышающих свой профессиональный уровень. Сейчас в школах столицы работают 6239 педагогов с первой и высшей категорией. Это 55 процентов от общего количества педагогов общеобразовательных школ.
Из года в год увеличивается доля молодых специалистов, работающих в организациях образования, и составляет 15 процентов.
В настоящее время существует потребность в воспитателях детских дошкольных учреждений со специальным дошкольным образованием и учителей начальных классов с русским языком обучения.
В результате экспертных исследований сделаны заключения: профессия педагога не престижна, что приводит систему школьного образования в замкнутый круг снижения качества. В педагоги идут выпускники, набравшие на ЕНТ значительно меньше баллов, чем на специальности, дающие в будущем высокий доход. «Средние» выпускники учат наших детей. Из этих детей только «средние» идут в педагоги.
Эту спираль вниз можно остановить только повышением престижа профессии учителя.


29.08.2016 772
Еще материалы:
Оставить комментарий
CAPTCHA