08 декабря Четверг3:50
Астана
°C
Текущий номер
№ 47 Пятница
02.12.2016 г.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Спасибо, я уже в группе

Поступь в подходах

Поступь в подходах . 
Минул месяц с момента, когда у нас в очередной раз сменилось Правительство и новому его составу во главе с Бакытжаном Сагинтаевым на расширенном заседании Кабмина главой государства было дано конкретное поручение — повысить уровень жизни казахстанцев.
 Фото: Arnapress.kz
Минул месяц с момента, когда у нас в очередной раз сменилось Правительство и новому его составу во главе с Бакытжаном Сагинтаевым на расширенном заседании Кабмина главой государства было дано конкретное поручение — повысить уровень жизни казахстанцев.
Как то: создать новые рабочие места, обеспечить население жильем, поддержать агропромышленный комплекс, разобраться с землей, используемой не по назначению и развивать транспортную инфраструктуру, а также определить пятилетку индустриализации и так далее.
Целый месяц или всего месяц — толкование про стакан, который наполовину пуст или на столько же наполнен. Взгляд на него всегда субъективен. Судя по первым шагам нового председателя исполнительной власти, он склонен считать, что хрестоматийный сосуд все-таки недостаточно наполнен…

Если дебютные «страшилки» Сагинтаева об ужесточении зарубежных поездок чиновничьего корпуса многие восприняли как популистские меры, то дальнейший жесткий спрос с подчиненных за ответственный участок каждого дает основания говорить, что глава Правительства не только пугает словом, но и взыщет строго. На неделе, как передают информагентства, Премьер-министр раскритиковал чиновников, готовых формально отчитаться перед начальством. На деле же, увы, дело обстояло совсем не так радужно, как об этом говорилось в слащавых речах…
Мнимые меморандумы
По мнению главы Кабмина, отчеты делались чиновниками ради галочки, чтобы отрапортовать перед руководством. Во всяком случае, за те бодрые рапорты никто потом не отвечал, да и никто про них и не вспоминал.
«Мы же помним, когда меморандумы заключаем, все готовы отчитаться перед руководством, что подписали, что мы такие крутые и у нас все хорошо. А мы сейчас видим по материалам, что многие не выполняются. Ну где тогда эти «бравые» отчеты, где брали на себя обязательства, хвастались?» — вспомнил не о самом приятном из жизни членов Правительства г-н Сагинтаев на заседании. Ответов, конечно, не дождался — аудитория, как это водится в таких случаях, лишь старательно конспектировала сказанное шефом. Видимо, делала «зарубку на память». А вопрос, в общем-то, был риторическим. По многолетней традиции в высоких коридорах власти привыкли оставлять без реакции и не такие вопросы…
Хотя Премьер тут же продемонстрировал, что он может быть не только сердитым. При этом у него и память хорошая. Он предложил министру здравоохранения и социальной защиты Дуйсеновой также вспомнить и доложить, в каких ведомствах и регионах не выполняются такого рода меморандумы:
«Тогда Тамара Касымовна будет в глаза говорить, где, в каких министерствах, в каких регионах эти меморандумы не выполняются. Чтобы на следующий год у нас не было праздных документов. Мы же не для этого заключаем соглашения. Обе стороны договорились, что сокращений не будет. Если есть вопросы, значит, надо или акиму, или министерствам отработать, если у компаний возникли вопросы, чтобы отработали и не допускали сокращений. Есть разные моменты, поэтому я попросил бы, чтобы на это обратили внимание», — резюмировал Сагинтаев.
Остался Премьер, в частности, недоволен работой министерств финансов и национальной экономики. Он отчитал Бахыта Султанова и Куандыка Бишимбаева за неисполнение поручений главы государства. По большому гамбургскому счету это смахивало на строгое предупреждение, а при повторности замечания «удаление» «за неисполнение» может последовать незамедлительно. К поручениям Президента в чиновничьих кругах принято относиться с известным трепетом. Особенно это заметно на подступах к олимпу…
«В сентябре глава государства давал поручение по инвентаризации всех подведомственных организаций министерств и акиматов. Но вчера я говорил с министрами национальной экономики и финансов и поразился тому, что они даже не приступали к решению этого вопроса. Перед ними стоит план до конца года создать рабочие органы или рабочие группы по изучению. Но прошел месяц, а вы еще ничего не сделали», — обратился Бакытжан Сагинтаев к министрам персонально. В прежние времена о такой небрежности исполнителей нельзя было и помышлять, неужто нынче другие времена? По крайней мере, создавали видимость бурной деятельности, что «процесс пошел»…
Правда, те поняли свою оплошность и в свою очередь пообещали первым делом взяться за поручение и исправить недочеты. А их шеф напомнил: «Завтра будет спрос со стороны главы государства, что мы ответим?.. Надо поменять свои подходы к этой работе». Что и как поменяется «в подходах», станет известно через некоторое время. Жаль, если узнаем об этом при новой смене Кабмина…
Сим-сим, продай…
Падение цен на энергоносители — наш главный экспорт — не оставляет сомнений, что нужно искать альтернативные источники заработка. И не может быть сегодня темы более актуальной, чем пополнение бюджета в пору экономического кризиса. Один из его источников — приватизация, очередная волна которой направлена на сокращение участия государства в экономике. Неуклюжее слово «разгосударствление» пришло к нам неведомо откуда и беспардонно поселилось в сознании и обиходе вместе с господством рыночных отношений. С неизбежностью нужно смириться — по-другому капитализм не построишь. Примерно об этом же говорилось и на заседании Правительства, и чуть позже на правительственном часе Парламента. Но не все так просто. Ни декларациями, ни тем более мановением волшебной палочки процветание не создашь. Нужна четкая программа действий и умелые, честные чиновники, способные осуществить намеченные планы…
«Мы ожидаем, что передача государственных активов в частный сектор придаст импульс дальнейшему развитию предпринимательства и даст новые возможности для частного бизнеса, оживит конкурентную среду, будет способствовать привлечению инвестиций в экономику и положительно повлияет на оздоровление всего квазигоссектора», — высказал надежду тот же министр экономики Куандык Бишимбаев на одном из них.
Он напомнил, что определен перечень из 783 организаций, подлежащих передаче в конкурентную среду: перечень приоритетных крупных объектов госсобственности и собственности квазигосударственного сектора (топ-65); перечень, состоящий из 173 объектов АО «ФНБ «Самрук-Казына»; актуализированный перечень объектов второй волны приватизации 2014—2016 годов, состоящий из 545 организаций.
По данным г-на Бишимбаева, на сегодняшний день состоялось целых пять заседаний государственной комиссии, на которых приняты решения по 129 из 217 компаний фонда, в том числе по двум из топ-65. Из 127 компаний второго перечня 59 активов подлежат ликвидации, 12 — реорганизации, одна исключена из перечня (ФК «Кайрат»), 55 активов подлежат реализации, 32 из которых уже проданы.
«Мы планируем до конца года вынести на рассмотрение госкомиссии предложения по продаже оставшихся 44 компаний из второго перечня фонда, а также дорожные карты по выводу крупных компаний фонда из перечня топ-65 на IPO, такие как НК «КазМунайГаз», «Қазақстан Темір Жолы», «Эйр Астана», «Казахтелеком», «Казпочта», «Тау-Кен Самрук» и «Самрук-Энерго», — заключил министр.
Только вот сделать разгосударствление из мудреного квазигоссектора в реально частные структуры безболезненным не выходит. Дело даже не в банальной «усушке и утруске»…
Это планы из уст одного из членов Правительства. У другого — министра финансов Бахыта Султанова — взгляд на эти вещи не такой оптимистичный. И в итоге громадье планов может не сойтись с суровой реальностью. Тем более за все время с нарастающим итогом к концу текущего года должен быть выставлен 551 объект, а выставлено — 515, сообщил он на заседании Правительства.
«По проблемным моментам приватизации. Порядка 12 объектов не было продано после третьих торгов. При этом, согласно правилам, не начата ликвидация. Например, в Северо-Казахстанской области — четыре объекта; в Костанайской — три, в Алматинской, Атырауской областях и Восточно-Казахстанской — по одному объекту, в двух министерствах — по инвестициям и развитию и культуры и спорта — по одному объекту», — сказал Б. Султанов.
Кроме того, как отметил министр, изначально заявленный план может быть не исполнен.
Наиболее отстающими областями, на его взгляд, являются Павлодарская (7 объектов), Алматинская (5), Восточно-Казахстанская (2) и Акмолинская (2). Основной причиной является несвоевременная предпродажная подготовка объекта», — разъяснил глава ведомства.
По словам министра, еще одной проблемой приватизации стала слабая привлекательность объектов, поскольку интересные объекты запланированы к продаже в последующие годы.
«Например, из 154 коммунальных объектов, запланированных на этот год, 70 процентов составляют неинтересные объекты: спортивные клубы, услуги ЖКХ, районные газеты, центры обучения языкам. Вместе с тем низкие темпы работ по реорганизации государственных предприятий в АО, ТОО, включая в МСХ РК — четыре объекта, в МКС, МИР, МЗСР, МОН, Управлении делами Президента — по одному объекту», — сказал Б. Султанов.
В этой связи министерством предложено акиматам начать процедуры ликвидации в ускоренном темпе, но с учетом социального аспекта проводить мониторинг и постоянный контроль по исполнению плана на текущий год. Вместе с тем из графика на последующие три года отобрать наиболее привлекательные объекты для регионального бизнеса, возможно, согласовав с НПП «Атамекен», и обеспечить их скорейшее выставление уже в январе—феврале. А также поручить государственным органам в кратчайшие сроки завершить мероприятия по реорганизации подведомственных предприятий для последующего выставления на продажу.
Миссия Меркурия
Наверное, не от хорошей жизни предложено недавно на казахстанско-российском форуме в Астане гостям активнее участвовать в этих процедурах. А налоговые льготы для зарубежных инвесторов и вовсе дают им возможность чувствовать себя в гостях как дома. Авось сработает…
На том же правительственном часе депутат Маулен Ашимбаев перечислил проблемы продвижения казахстанской продукции на мировой рынок. Он считает, что необходимо создать единое экспортное агентство. Торговлю-то — двигатель прогресса — никто не отменял. Можно не знать и не уважать античного бога Меркурия, но извлекать прибыль в условиях строительства капитализма наших детей учат уже в школе. Стало быть, хождение товаров, капитала и рабочей силы для нас — совсем не пустой звук. Только надо это делать с умом и выгодой. У нас пока не очень-то получается. Об этом же говорил и мажилисмен…
«По оценкам экспертов НПП «Атамекен», сегодня в стране нет единой стратегии развития экспорта. Различные государственные институты — «Казнекс», «Казэкспортгарант», «КазАгро», Министерство по инвестициям и развитию, Министерство сельского хозяйства — и акиматы дублируют функции друг друга в этой области», — заявил он в своем докладе. Какая от этого польза?
Депутат предложил разработать единую стратегию развития экспортной политики, а также усилить роль Министерства иностранных дел в продвижении экономических интересов Казахстана в мире на основе единой стратегии.
«Во всем мире растет роль парламентской дипломатии. Законодательные органы оказывают все большее влияние на формирование внешнеполитической повестки. В этой связи было бы важным на системной основе использовать официальные и неофициальные контакты между депутатами, использовать ресурсы групп сотрудничества, а также возможности межпарламентских организаций для продвижения казахстанских экономических интересов», — добавил он.
Вспомнилось, что ранее на двухсторонней встрече в Москве представители казахстанской торговой миссии получили возможность наладить новый рынок сбыта в российской столице. В рамках встречи было заключено несколько крупных контрактов с отечественными производителями, поднимались вопросы развития взаимного экспорта в рамках антикризисной программы.
Если за шагом последует шаг, то дело сдвинется. Ведь преодоление любого расстояния в тысячи верст начинается с первого шага. С поступательного движения…


17.10.2016 634
Еще материалы:
Оставить комментарий
CAPTCHA