09 декабря Пятница9:24
Астана
°C
Текущий номер
№ 47 Пятница
02.12.2016 г.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Спасибо, я уже в группе

Восковые инкогнито из Петербурга

Восковые инкогнито из Петербурга. Астана любит называть себя северной столицей и намекать на свое сходство с Санкт-Петербургом. Отсюда и популярность всего того, что прибывает к нам из города на Неве. Сам он, безусловно, креативен и неординарен, но все же, как всякий город, не лишен и безыскусности, которую, впрочем, сбывает с не меньшей охотой. За примером можно сходить во Дворец мира и согласия, где проходит выставка восковых фигур. Фото: m.khabar.kz
Астана любит называть себя северной столицей и намекать на свое сходство с Санкт-Петербургом. Отсюда и популярность всего того, что прибывает к нам из города на Неве. Сам он, безусловно, креативен и неординарен, но все же, как всякий город, не лишен и безыскусности, которую, впрочем, сбывает с не меньшей охотой. За примером можно сходить во Дворец мира и согласия, где проходит выставка восковых фигур.

Пляшем от печки

Открылось зрелище еще месяц назад, однако широкого резонанса как-то не случилось: интернет-порталы потиражировали новость, и на этом все. Дальше статистики дело не зашло. А жаль. Тут не один вопрос на повестке, но первый, естественно, сама выставка, поэтому с нее и начнем.

Всюду исправно сообщается, что фигур около сорока. По факту меньше — около тридцати. Некоторые посетители по незнанию принимают за восковых пирата Дейви Джонса с кривыми клешнями и бородой-щупальцами, мультяшного Спанч-Боба, что живет на дне океана, да Минотавра, выбравшегося скорее из лабиринтов «Ленфильма», нежели из мастерской, пропахшей воском. Дело в том, что эти персонажи — не восковые, они совсем из других полимеров и служат исключительно для поддержания атмосферы. Ну и, видимо, для количества. Есть еще несколько работ из силикона, но ведь выставка «восковых» фигур. От печки и пляшем. А впрочем, бог с ними, с цифрами. Дело ведь, как всегда, не в количестве, а в качестве, так что к нему и обратимся.

Откуда именно прибыли творения, не сообщалось, но, как говорится, есть куратор — есть информатор. Раиса Путилина — сотрудник Музея восковых фигур Санкт-Петербурга. Именно она поведала собравшимся на открытии о том, что над каждой фигурой трудится не меньше пятнадцати специалистов разных направлений, и о том, что на изготовление одной восковой персоны зачастую уходит от шести месяцев до года. По некоторым фигурам это реально было заметно — долгий, кропотливый труд по изучению антропометрических параметров выбранной личности, точнейшая проработка деталей, акцент на пластику и мимику. К примеру, капитан Джек Воробей — герой фильмовой серии «Пираты Карибского моря». Ей богу, как живой! Немного грустный для вечно поддатого пирата, но с прототипом — актером Джонни Деппом — схожий просто поразительно. Рост, объем, а главное, лицо — чувствуется, что этим персонажем создатели реально болели. Столь же хорош Доби — домовой из киновселенной «Гарри Поттера», магистр Йода из мира «Звездных войн». Они, конечно, не люди, но, сравнивая их с оригиналами из фильмов, диву даешься идентичности. Из числа реально существовавших личностей подобным сходством могут похвастаться разве что Горбачев с Лениным — словно шагнули с Дворцовой площади ряженные для фотографий с туристами актеры и замерли в «Пирамиде». Хотя, наверное, даже актеры не были так похожи.

Говоря о качественном исполнении, естественно, имеешь в виду не только визуальное сходство (многие фигуры угадываются издали, но вблизи совсем не впечатляют). Речь о тоне лица, фактуре кожи, волосах, щетине, аксессуарах, но главное — о глазах. Не всем фигурам выставки с ними повезло, но тем, кому повезло, можно аплодировать — подобраны идеально. По словам Раисы Путилиной, для их создания использовались настоящие глазные протезы. Однако хватило их, видимо, не на всех: добрая часть персонажей выставки устремляет на посетителей вполне себе нарисованные взоры. Это идет на пользу не всем объектам. В основном лишь антропоморфным существам вроде Голума — у него попросту огромная голова, ей стандартные протезы никак не подошли бы.

Что же до остальных, еще не упомянутых героев, то они, мягко говоря, не удались. Кто-то получился слишком загорелым, кто-то слишком бледным, а кто-то попросту непохожим, а это априори главный критерий. Ведь если зритель не может опознать того, кого хорошо знает, значит, «факир был пьян, и фокус не удался». Увы, таких фигур большинство. Например, певица Анна Семенович выглядит так, словно ей в минувшую пятницу стукнуло шестьдесят, и больше походит на Людмилу Зыкину, нежели на себя. Удалось лишь то, что выдавалось вперед, но это уже формальность. Кстати, Семенович в отличие от Сфинкса Уятмен пощадил и платком не накрыл. Видимо, прелести египетского божества ему показались еще более постыдными, нежели те, что ассоциируются с российской эстрадой. Не удались и другие представители шоу-бизнеса. Григорий Лепс был опознан лишь по очкам стиля «Кот Базилио», а Стас Михайлов лишь по привычной бороденке. Что и говорить — в Питере москвичей не любят.

Впрочем, звездам спорта повезло еще меньше. Майк Тайсон уж точно провел бы кросс или джеб в мозг тому, кто изобразил его таким затюканным ипохондриком. Если бы, разумеется, узнал. Однако если в чернокожем боксере в перчатках еще можно при известной доли смекалки опознать Тайсона, то в чернокожем футболисте опознать легендарного Пеле помогла лишь табличка. Совсем не похож. Полноправный лидер всей этой восковой банды непохожих. К слову, с двумя этими спортсменами связан еще один казус, бросающийся в глаза сильнее, чем грудь Семенович. Дело в том, что фигуры эти — восковые только наполовину. Нижние их части, то бишь ноги, выполнены из пластика, для экономии или для устойчивости — бог весть. И все бы ничего, вот только пластик этот куда темнее воска, отчего тон кожи спортсменов здорово разнится. Таких ляпов надо еще поискать!

Завершает экспозицию парочка актеров: Брэд Питт и Анджелина Джоли. Они тоже в образах из фильмов и похожи на себя, только если найти верный угол просмотра и прищуриться на один глаз. Девяносто процентов персонажей выставки опознается интуитивно и совершенно не очаровывает. Причин тут видится несколько.

Причины и следствия

Во-первых, все те же глаза. Дело не только в их искусственности или неискусственности. Дело в том, что нижние и верхние веки у большинства фигур столь массивны, что глаза попросту утопают в них и выглядят так глубоко посаженными, что временами просто дезориентируют, не давая сразу понять, что именно с объектом не так.

Во-вторых, эмоции. У многих фигур их нет. Понятно, что они восковые, но мимика, жесты, морщинки должны были дать нам эмоцию — ключевую для каждого персонажа. Доби, например, запуган — и тем хорош. Хрущев — хитер, Голум — зол и алчен. А Джек Воробей — застыл в своей красоте. С ним в компании застыли Питт с Джоли, Гитлер, Карабас. Восковые фигуры всегда тем и славились, что выглядели как живые, а жизнь, она не только в банальном сходстве и реалистичности, она в динамике, в ощущении, что фигура вот-вот запоет, закричит, заплачет. Этого почти нет в представленных работах, и очень жаль.

Ну и, наконец, в-третьих — сходство. Да, оно камень преткновения подобных мероприятий, и никак его не обойти стороной. Хоббит Фродо так толст и широколиц, словно кольцо давно исполнило все его гедонистические желания. Памела Андерсон так страшна и худа, словно Голливуд — это один из филиалов тюрьмы Синг-Синг. Алексей Булдаков в образе генерала Михалыча так крив и кос, словно его жизнь режиссировал Зураб Церетели. Борис Ельцин так рыхл и полутрезв, как будто… Впрочем, нет, он похож. В остальном же сходство с прототипами достигалось в большей степени за счет антуража, бэкграунда, костюма и атрибутов, нежели за счет черт лица, и это прискорбно. Все-таки на афише значился Санкт-Петербург, почти гарантия качества.

Но, как сказал однажды футболист Аршавин, наши ожидания — это наши проблемы. Надо было, наверное, заранее разведать, откуда дровишки, но ведь и здесь все оказалось бы не менее заманчиво. Явила миру эти фигуры арт-артель «Алекс», действующая при названном питерском музее. Существует она аж с восьмидесятых годов прошлого века, когда в Санкт-Петербурге была открыта первая мастерская воскового портрета. За более чем двадцатилетний срок предприятием был проделан путь от небольшого цеха до многопрофильной структуры с группами специалистов в различных областях деятельности: скульпторами, гримерами, механиками и многими другими. В настоящее время это уже не просто артель, а полновесное производство полного спектра реалистичных фигур, начиная от традиционных восковых персон, заканчивая гигантскими роботами-динозаврами.

Акцент ребят из города мостов и туманов давно сменился в сторону развлекательной деятельности, и потому если вы семилетний фанат всего, что вам разрешают смотреть по телевизору, то выставка придется вам по вкусу, но если вы принципиальный взрослый, да еще и с хорошей памятью на лица, то приготовьтесь тихо ворчать от негодования. Вопрос качества импортируемой культуры — это вопрос номер два, и о нем следовало бы говорить дольше и серьезнее.

Третий же вопрос повестки совсем простой. По словам заместителя генерального директора Дворца мира и согласия Айдархана Адильбаева, было бы очень хорошо создать музей восковых фигур и у себя, усилиями своих художников. Это, конечно, было бы очень здорово, но создать музей без школы, без мастеров, без опыта — разве не авантюра? Или нам вполне будет достаточно подобных ваяний? На выставке представлено несколько работ скульптора Айдоса Есмагамбетова, они ничуть не хуже питерских, но они не восковые, а силиконовые. Технология иная, да и шарма в ней поменьше. А как насчет высоких образчиков вроде тех, что в Музее мадам Тюссо? Таких умельцев у нас, кажется, и не сыщешь. Впрочем, зажигайте свечи, выходите днем и ищите — хуже уж точно не будет.


22.08.2016 789
Еще материалы:
Оставить комментарий
CAPTCHA