08 декабря Четверг3:51
Астана
°C
Текущий номер
№ 47 Пятница
02.12.2016 г.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Спасибо, я уже в группе

Звезда без пафоса

Звезда без пафоса. 
Фильмы о спорте — зрелище специфическое, но если в центре внимания знаковая фигура, то шансы на зрительский успех логично возрастают. 
 Фото: kinokrad.net
Фильмы о спорте — зрелище специфическое, но если в центре внимания знаковая фигура, то шансы на зрительский успех логично возрастают. 
Иногда время, выбранное для кинопремьеры, удивляет. Казалось бы, когда еще показывать фильм о легендарном футболисте Пеле, как не в дни чемпионата? Ан нет! Фильм «Пеле: Рождение легенды» вышел на экраны только сейчас.
Возможно, создатели решили не конкурировать с реальным футболом, а возможно, предвидели общий тон минувшего соревнования и специально выдержали паузу, мол, а теперь посмотрите, как выглядит настоящий футболист — яркий и талантливый. Эффект вышел половинчатый. С одной стороны, специфичность темы (ну не все знают, кто такой Пеле, и не все любят футбол), скромность рекламы (в кинозалах даже не крутили трейлер этого фильма) и непримечательность визуального ряда (ни звезд, ни спецэффектов) свели к минимуму количество зрителей, а следом и сеансов. С другой, фильм вышел вполне достойным, и просмотр может доставить удовольствие ценителям хорошего кино не меньше, чем фанатам лучшего футболиста планеты. Плюсы картины очевидны.
Во-первых, снимали его пусть и не известные в наших широтах, но все же весьма талантливые братья-режиссеры Джефф и Майкл Цимбалист. Что примечательно — документалисты. «Пеле» стал их первым игровым проектом, и, возможно, поэтому выложились братья на все сто. Тема им прекрасно знакома: шесть лет они непрерывно снимали документальный сериал для американского канала ESPN, в котором рассказывали о наиболее интригующих событиях из мира спорта, а в перерывах выпустили документальный фильм о колумбийском футболисте Андресе Эскобаре и написали сценарий нынешней картины. Документалистика, разумеется, дала о себе знать, но это пошло «Пеле» только на пользу. Невеликий бюджет трех бразильских студий заставил братьев работать с натурой. Трущобы родного городка, жара и грязь — все это — реалии богом забытых уголков страны, каким был Трес-Корасойнс — малая родина футболиста. Снято предельно реалистично. Даже беглого взгляда хватит, чтобы понять, что в массовке — простые смертные. Фактура лиц, живость и искренность эмоций, вызванных переживаниями за сборную страны, — фильм привлекателен своей правдивостью, красотой простоты и чуткостью съемки. Давно уже фон, задний план так не играл на выразительность фильма. А ведь речь, по сути, о болельщиках, о двенадцатом игроке, который живет игрой, сливается с ней. Старый добрый принцип «свита делает короля» не работает в фильме так, как это часто показывают в спортивных драмах, когда любимая девушка, тренер и лучший друг, по сути, решают все проблемы главного героя. Здесь свиты нет, есть подданные. Пеле — король футбола. И коронован он был толпой, а это дорогого стоит. И этот момент в картине весьма выразителен.
Вообще же сюжет у фильма простой и линейный. Мальчик из ниоткуда становится звездой мирового масштаба. Однако это не та простота, что хуже воровства, а та, что проистекает из формулы «красота — это когда нет ничего лишнего». Есть мальчик, и есть игра. Сначала они просто две формы жизни, но к финалу — они единое целое. И то, как достигается эта гармония, и есть главная тема фильма — борьба. Борьба с собой, с обстоятельствами, с недругами, с соперниками. Путь будущей звезды был тернист, но талант, помноженный на упорство, привел его на вершину. Пресловутая документальность лишила фильм главного врага байопиков — пафоса. Герои здесь не занудствуют, не мудрствуют по поводу и без, не читают бесконечных мотивационных монологов. Все выглядит куда более душевно, апелляция в плоскостях герой — герой и герой — зритель идет зачастую к чувствам, и это ненавязчиво сближает картину и смотрящего ее. Так, подспудно, всплывают темы дома, семьи, патриотизма — категорий, которые кассовые фильмы о спорте давно растеряли. Юный Пеле хочет порадовать отца, который верит в него, хочет переубедить мать, считающую футбол баловством, хочет достучаться до товарищей, пробудить в них страсть и желание играть так, как играли всегда только бразильцы.
В этом второй ценный плюс картины — она действительно о футболисте и футболе. Пеле тоже приложил руку к сценарию (а после и к продюсированию), и оттого, по его собственным словам, картина иллюстрирует прошлое, но не рафинирует его. Плюс фильм благодаря грамотно прописанным диалогам насыщен фактами, о которых можно прочесть разве что в энциклопедиях. И то, вероятно, не обо всем. Например, рассказ о стиле джинга, который сегодня является визитной карточкой бразильских футболистов, может оказаться новой информацией даже для болельщиков селесао.
А теперь прибавим к сказанному качественную съемку и выразительную актерскую игру (большая часть аплодисментов, разумеется, юному Кевину де Паоле) и получим крепкий фильм, сделанный с душой. Конечно, скудное финансирование отразилось на масштабных сценах, на качестве проработки деталей и антуражей, и на самом футболе, как ни жаль это признавать. Он робок, медлителен и за редким исключением не захватывающ, но к тому моменту, как придет время забивать коронным ударом, вы, вероятно, уже будете во власти эмоций и ничего не заметите.
Фильм делает то, что должен: увлекает и дарит эмоции, как тот, настоящий футбол, в который играли раньше, а все остальное — показуха, наигрыш, отсутствие мотивации и яркости — это уже футбол нынешний. Его приходится с грустью смотреть на стадионе.


10.08.2016 807
Еще материалы:
Оставить комментарий
CAPTCHA